Поступательная модернизация: чем уникальны новейшие российские дизель-электрические ледоколы
В ближайшее время состав Тихоокеанского флота пополнит новейший дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны РФ. Экипаж ледокола будет заниматься круглогодичной проводкой кораблей в ближней арктической зоне, выполнять задачи материально-технического обеспечения и патрулирования. По словам экспертов, «Евпатий Коловрат» отличает высокий уровень автоматизации управления и возможность осуществлять «сложные навигационные операции». Как полагают аналитики, дальнейшее обновление ледокольного флота позволит России защитить Артику от провокаций со стороны США.
- Дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М
- © Bestalex/wikimedia commons/CC BY-SA 4.0
В Петропавловске-Камчатском завершились испытания новейшего дизель-электрического ледокола «Евпатий Коловрат» проекта 21180М. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны РФ.
«В Петропавловске-Камчатском завершились заводские испытания многофункционального корабля ледового класса «Евпатий Коловрат» для отряда вспомогательных судов войск и сил на северо-востоке России», — говорится на сайте военного ведомства.
В частности, в ходе испытаний были проверены мореходные качества, манёвренность, качество работы аэронавигационного оборудования и судовых систем ледокола.
Отмечается, что в ближайшее время над судном будет поднят Андреевский флаг. Таким образом «Евпатий Коловрат» официально войдёт в состав Тихоокеанского флота (ТОФ). На службе экипаж ледокола будет заниматься круглогодичной проводкой кораблей в ближней арктической зоне, а также выполнять задачи материально-технического обеспечения и патрулирования.
Новейшее судно было названо в честь могучего русского воина, который, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», организовал сопротивление нашествию монголо-татарских захватчиков. По одной из версий, богатырь героически погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года.
Импортозамещённый «Коловрат»
«Евпатий Коловрат» был заложен в декабре 2018 года на петербургском судостроительном предприятии «Алмаз». Как отметили тогда в Минобороны РФ, строительство подобных кораблей соответствует основным задачам ВМФ, «силы которого выполняют задачи во всех широтах, включая морские районы со сложной ледовой обстановкой».
На воду «Евпатий Коловрат» был спущен в конце 2020 года. После окончания строительства начался продолжительный цикл испытаний. В июле 2023 года ледокол прибыл в свой будущий пункт постоянного базирования на Камчатке — Петропавловск-Камчатский, пройдя через Средиземное море, Индийский океан и акваторию Юго-Восточной Азии.
- «Евпатий Коловрат» у берегов Камчатки
- © Минобороны РФ
Согласно информации Минобороны РФ, «Евпатий Коловрат» предназначен для проводки кораблей в сложных ледовых условиях, доставки грузов на отдаленные гарнизоны и гидрографических работ.
«Водоизмещение судна составляет чуть более 4 тыс. т, длина — 82 м, ширина — 19 м. Он способен преодолевать льды толщиной до 1,5 м. В носовой части имеет вертолётную площадку. При необходимости на ледоколе могут быть установлены зенитные артиллерийские установки», — говорится на сайте военного ведомства.
«Евпатий Коловрат» может развивать скорость до 14 узлов (26 км/ч). Экипаж судна составляет около 30 человек, автономность плавания — один месяц. Корабль приспособлен под применение поисково-спасательного вертолёта Ка-27ПС.
В Астрахани спущено на воду новое спасательно-буксирное судно проекта 22870 «Михаил Чеков», сообщили в Минобороны РФ. После завершения…
«Евпатий Коловрат» — первый корабль проекта 21180М. Его предшественником является дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который относился к проекту 21180. Это судно вошло в состав Северного флота в 2017 году.
Как пояснил в комментарии RT эксперт по ВМФ и военному кораблестроению России Дмитрий Жаворонков, «Евпатий Коловрат» является «концептуальным продолжением проекта 21180 — ледокола обеспечения ВМФ типа «Илья Муромец».
«По определённым параметрам серийной постройки меньший по размерам (прежде всего имеются в виду уменьшенные габариты. — RT) «Евпатий Коловрат» более прост в плане строительства, и он более импортозамещённый, поскольку проектировался и строился уже после введения санкций. По сравнению с «Ильёй Муромцем» «Коловрат» имеет меньшую осадку, что даёт ему возможность ходить на мелководье», — рассказал эксперт.
Ещё одним важным достоинством «Евпатия Коловрата» Жаворонков назвал высокий уровень автоматизации управления и наличие двух современных рулевых колонок, которые обеспечивают ледоколу возможность осуществлять «сложные навигационные операции».
«Работу узлов и агрегатов «Евпатия Коловрата» контролирует специальная автоматизированная система управления. Корабль может выполнять множество задач. Способен принимать на борт вертолёт, может участвовать в поисково-спасательных работах, перевозить самые разные грузы, тушить пожары и помогать с буксировкой кораблей», — подчеркнул Жаворонков.
По словам эксперта, о вооружении «Евпатия Коловрата» в официальных источниках сообщается немного. Однако, по мнению эксперта, как и другие ледоколы ВМФ, новейший корабль приспособлен под размещение различных средств поражения. Как предполагает Жаворонков, речь может идти об артиллерийской установке АК-630, пулемётах и переносных зенитных комплексах.
- «Илья Муромец»
Аналогичную точку зрения в беседе с RT высказал военный эксперт Анатолий Матвийчук. По его словам, «Евпатий Коловрат» может стать носителем вооружения, которое способно выполнять противодиверсионные задачи и противодействовать атакам с воздуха.
«Я думаю, что после вхождения в состав Тихоокеанского флота «Евпатий Коловрат» получит различные средства самообороны, включая комплексы ПВО. По сути, это будет судно, сочетающее в себе функции боевого корабля и ледокола. «Коловрат» является очень востребованным в составе ТОФ кораблём, учитывая близость к Арктике военно-морской базы на Камчатке», — сказал Матвийчук.
Отметим, что по проекту 21180М с 2023 года строится корабль «Святогор». Ожидается, что по габаритам, дальности и автономности плавания он превзойдёт «Илью Муромца». ВМФ должен получить этот ледокол в 2027 году.
Непрерывный ход
По мнению опрошенных RT экспертов, дизель-электрические ледоколы крайне важны для обеспечения безопасности судоходства на Северном морском пути, а также охраны и освоения 200-мильной исключительной экономической зоны Арктики.
Одним из главных достижений отечественной кораблестроительной отрасли эксперты называют ввод в строй дизель-электрического судна «Виктор Черномырдин», который считается самым мощным в мире неатомным ледоколом. Он был построен в 2020 году по проекту 22600 КБ «Вымпел» (Нижний Новгород) специалистами Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Мощность энергетической установки ледокола на винтах составляет 25 МВт.
Зеленодольский завод имени Горького завершает строительство пятого патрульного корабля проекта 22160 («Виктор Великий») для…
«Ледокол «Виктор Черномырдин» имеет ледовый класс Icebreaker8 и способен развивать скорость до 17,8 узла (33 км/ч. — RT) на чистой воде, проходить льды толщиной до 2 м непрерывным ходом со скоростью 2 узла (3,7 км/ч. — RT)», — сообщается в материалах ОСК.
Длина корабля — 144 м, ширина — 29 м, наименьшая осадка — 8,5 м, максимальная — 9,7 м, автономность по запасам топлива и провизии — 60 суток. На ледоколе есть две площадки в форме неправильного восьмиугольника для размещения вертолётов Ка-32, Ка-62, «Ансат» и Ми-8МТВ. Винтокрылые машины могут подниматься и приземляться в условиях качки и в тёмное время суток благодаря новой отечественной системе визуализации положения вертолётно-посадочных площадок.
Жаворонков высоко оценил возможности «Виктора Черномырдина». Как отметил эксперт, проектирование и строительство этого ледокола стало довольно сложным экзаменом для отечественных корабелов. Создание судна несколько затянулось, но все необходимые инженерные задачи были успешно решены, сказал эксперт.
«Виктор Черномырдин» — первый и пока единственный корабль проекта 22600. Эти корабли необходимы для замены линейных дизель-электрических ледоколов, которые ещё в советские годы строили для нас в Финляндии. Их особенность в том, что они способны ходить на морских трассах в регионах с тяжёлыми ледовыми условиями. Надеюсь, что у России в итоге будет большая серия ледоколов проекта 22600. Это позволит комбинировать возможности атомного ледокольного флота и дизель-электрического», — подчеркнул Жаворонков.
Анатолий Матвийчук также считает, что России необходимо вводить в строй больше новых ледоколов, особенно учитывая угрожающие безопасности Арктического региона планы США.
- Ледокол «Виктор Черномырдин»
- © АО «ОСК»
«На мой взгляд, ближайшие 10—20 лет Россия непременно сохранит самый мощный ледокольный флот в мире. Но хотел бы обратить внимание, что совсем недавно после саммита НАТО в Белом доме заявили, что будут проецировать силу в высоких широтах и построят для этого больше ледоколов. Да, сейчас американцы вынуждены признавать лидерство России, но это не означает, что они не будут пытаться его оспаривать», — отметил Матвийчук.
Как полагает собеседник RT, флот Соединённых Штатов может устроить провокации на некоторых участках Северного морского пути. Вместе с тем ВМФ имеет все средства противодействия посягательствам на безопасность судоходства по этой транспортной артерии.
«Все агрессивные намерения Вашингтона будут пресечены, если мы продолжим обновление ледокольного флота. В ближайшее время Россия получит патрульные корабли ледового класса, «Святогор» и другие судна, способные обеспечивать безопасность в Арктике. Я уверен, что, несмотря на ряд объективных трудностей, процесс поступательной модернизации ледокольного флота продолжится», — резюмировал Матвийчук.